23 марта 2025 года Верховный суд штата Сан-Андреас в составе
председательствующего судьи Верховного суда штата Сан-Андреас Эдварда Тернера,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску адвокат Грегори Д. Пеллегрини в интересах Челси Форрест к департаменту коммерции города Лос-Сантос о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии на осуществление определенных видов деятельности, взыскании судебных расходов и моральной компенсации,
в соответствии с разделом 6 Конституции штата Сан Андреас, а также отраслевым законодательством о судебной системе,
У С Т А Н О В И Л :
Адвокат Грегори Д. Пеллегрини в интересах Челси Форрест обратился с исковым заявлением к департаменту коммерции города Лос-Сантос о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии на осуществление определенных видов деятельности, взыскании судебных расходов и моральной компенсации.
В обосновании доводов искового заявления указывал, что 11 марта 2025 года истец подал заявку в Департамент коммерции города Лос-Сантос на получение лицензий LIC-B-01 (коммерческая деятельность, сфера услуг и обслуживания) и LIC-A-01 (торговля и продажа) для кондитерской «Star Cafe». Заявка была заполнена в соответствии с требованиями, предоставлены все необходимые документы, а также оплачен лицензионный сбор. 14 марта 2025 года Департамент коммерции вынес решение об отказе в выдаче лицензии. В ответе на заявку не были указаны конкретные причины отказа, что нарушает установленную процедуру рассмотрения заявок, предусмотренную этапом №4 процедуры получения лицензии Департамента коммерции города Лос-Сантос. Полагает, что истец не нарушал требования, указанные в разделах "Причины отказа в лицензировании" и "Приостановка деятельности бизнеса". В частности:
1. Истец не взаимодействовал с нелегальной миграцией.
2. Истец не пытался дать взятку сотрудникам департамента.
3. Истец не уклонялся от уплаты налогов.
4. Бизнес соответствует всем требованиям пожарной безопасности и другим нормам, установленным законодательством.
По ходатайству стороны истца к участию в деле был привлечен со-ответчик - Контроллёр города Лос-Сантос.
В судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика департамента коммерции - глава департамента коммерции города Лос-Сантос Урсула Вольтен Марк просила в удовлетворении исковых требований к департаменту коммерции города Лос-Сантос отказать, полагала, что истцом неверно выбран ответчик по настоящему делу, поскольку департамент такого решения не выносил.
Представитель ответчика - Контроллёр города Лос-Сантос Артур Шварцкоп также просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.
Изучив доводы, изложенные сторонами, а также материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
10 марта 2025 года Челси Форрест обратилась с заявлением в департамент коммерции города Лос-Сантос с запросом лицензий типа: LIC-B-01, LIC-A-01. 12 марта 2025 года указанное заявление, в соответствии с административным регламентом, получило статус "рассмотрение". 13 марта 2025 года указанное заявление получило статус "отклонено". Причина отклонения указывалась как: игнорирование сотрудников офиса лицензирования (офиса контроллера в данном случае); владелица не обратилась в департамент коммерции по истечению срока прошлой лицензии, открыла заведение без соответствующего разрешения (лицензии).
Как следует из административного регламента получения лицензий, после регистрации заявления на получение лицензии (лицензий), необходимо ожидать изменение её статуса на REVIEW (РАССМОТРЕНИЕ) сотрудниками департамента коммерции. Получив статус REVIEW (РАССМОТРЕНИЕ), заявка прикрепляется к уполномоченному сотруднику департамента коммерции, который изучает её на правильность заполнения и соответствие необходимым от заявителя требованиям.
После того, как сотрудник ЦЛА штата Сан Андреас изучит заявление на получение лицензии, ей могут быть присвоены следующие статусы:
- FROZEN (ЗАМОРОЖЕНО) - при получении такого статуса заявитель допустил ошибки при написании заявления. Как правило, сотрудник департамента коммерции укажет на недочеты в заявлении, предоставив 24 часа на их исправление.
- DENIED (ОТКАЗ) - при получении такого статуса сотрудник департамента коммерции выявил факт того, что заявитель не соответствуете необходимым требованиям для получения той или иной лицензии. Как правило, при отказе указывается причина такого решения.
- CHECK (КОНТРОЛЬ) - при получении такого статуса, сотрудник департамента коммерции допустил Вас к следующему этапу по получению лицензии. Назначается дата и время собеседования и физической проверки бизнеса специальной комиссией. По результату данной проверки будет принято окончательное решение о получении лицензии.
В соответствии с административным регламентом, основаниями для автоматического отказа в получении лицензии являются:
— Бизнес, предприятие или лицо, которое взаимодействовало или взаимодействует с нелегальной миграцией.
— Бизнес, предприятие или лицо, которое предоставляет попытку дачи взятки проверяющему органу лицензирования.
— Бизнес, предприятие или лицо, владелец которого уклоняется от уплаты государственного налога, а также игнорирует сотрудников офиса лицензирования.
Вместе с тем, по смыслу содержания административного регламента, причиной отказа может явиться любое разумное нарушение правил ведения предпринимательской деятельности, не указанной в перечне причин автоматического отказа.
В рассматриваемом случае, после статуса "рассмотрение" последовало присвоение статуса "отказ", и, соответственно, отказ в получении лицензий.
Однако, указанный статус был присвоен в нарушение требований административного регламента на получение лицензий.
Из буквального толкования нормы административного регламента о процедуре отказа в получении лицензии следует, что подобное решение выносится сотрудником центра лицензирования.
Решение об отказе в получении лицензии было вынесено Контроллёром города-округа Лос-Сантос, в связи с чем административный регламент был нарушен, так как решение было вынесено не уполномоченным на то лицом.
В соответствии со статьей (1)03 Гражданского кодекса Российской Федерации, основой гражданского законодательства является свобода предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом.
Как следует из статьи (1)10 Гражданского кодекса штата Сан-Андреас физическое и (или) юридическое лицо, которому причинили моральный ущерб, в результате нарушения его гражданских прав, имеет право на их возмещение. Моральный вред включает в себя: a) Физическую боль и страдания; b) В принижении чести и достоинства физического, юридического лица, его репутации.
Учитывая публичность решений органа местного самоуправления, а также незаконный отказ в получении лицензий, полагаю, что истцу был причинен моральный ущерб. Разумной суммой его возмещения считаю $1.000.
Как следует из статьи 31 Устава судопроизводства штата Сан-Андреас сторона, в пользу которой вынесено решение, имеет право на компенсацию судебных расходов в полном объёме, если иное не предусмотрено законом или суд не определит, что взыскание судебных расходов было бы несправедливым. Расходы на представителя относятся к судебным расходам.
Размер судебных расходов сторонами не уточнялся и не оспаривался.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь отраслевым законодательством штата Сан-Андреас о судопроизводстве, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Челси Форрест к департаменту коммерции города Лос-Сантос о признании незаконным отказа в предоставлении лицензий, взыскании судебных расходов и моральной компенсации удовлетворить частично.
2. Признать незаконным отказ в выдаче лицензий LIC-B-01, LIC-A-01 "Star Cafe", обязать департамент коммерции города Лос-Сантос повторно рассмотреть заявление Челси Форрест.
3. Взыскать в пользу Челси Форрест с департамента коммерции города Лос-Сантос судебные расходы в размере $30.000, а также моральную компенсацию в размере $1.000.
4. Разъяснить сторонам, что в случае неисполнения решения суда в добровольном порядке лицо, в пользу которого принят судебный акт, вправе в соответствии со статьёй 102 Устава судопроизводства штата Сан Андреас обратиться в офис судебной службы департамента шерифа города-округа Лос Сантоса для принудительного исполнения решения суда.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Судья Верховного суда штата Сан-Андреас
Эдвард Тернер