УСТАНОВИЛ:
Малор Уайт 02.03.2025 обратился в Верховный Суд штата Сан Андреас с исковым заявлением к Лавославу Мицкевичу (далее – кандидат) о признании поста, опубликованным кандидатом в День Тишины, незаконной агитацией, об обязании его удалить и о привлечении кандидата к ответственности согласно действующему законодательству.
После этого 02.03.2025 Хэррил Кленсон обратился в Верховный Суд штата Сан Андреас с исковым заявлением к кандидату, Правительству города Лос Сантос, Окружной прокуратуре Лос Сантоса и Клубу Каприз о признании поста, опубликованным кандидатом в День Тишины, незаконной агитацией, об обязании привлечь кандидата к ответственности согласно действующему законодательству, об признании хештега, используемого в ходе предвыборной гонке кандидатом и расположенного на оклейке автомобилей Правительства города Лос Сантос и Окружной прокуратуры Лос Сантоса и обязании привлечь настоящие государственные организации к ответственности согласно действующему законодательству, о признании агитационных плакатов, расположенных в Клубе Каприз, незаконной агитацией, об обязании привлечь к ответственности Клуб Каприз согласно действующему законодательству, об обязании кандидата, Правительства города Лос Сантос, Окружной прокураты Лос Сантоса и Клуба Каприз выплатить в пользу Коммунистической партии Сан Андрес по $150.000 (сто пятьдесят тысяч долларов США) в качестве компенсации вреда в связи с нарушением избирательного законодательства, об обязании Демократической партии Сан Андреас выплатить в пользу Коммунистической партии Сан Анлреас $500.000 (пятьсот тысяч долларов США) в качестве компенсации вреда в связи с нарушением избирательного законодательства.
Оба гражданских дела были объединены в одно производство определением суда от 02.03.2025.
Истцы в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В суд явились ответчики: кандидат, его адвокат Элина Моралес, представитель Окружной прокуратуры Лос Сантос и Правительства города Лос Сантос Жозефина Черри, владелец Клуба Каприз Аманда Бейкер.
Ответчики в суде с доводами не согласились, в своей стратегии правовой защиты ссылались на ложное определение действий кандидата и прочих ответчиков как агитации согласно действующему законодательству, на недостаточность правовой базы, отсутствия договорённости кандидата с прочими ответчиками о размещении агитационных материалов, на то, что материалы в Клубе Каприз были размещены до Дня тишины.
Согласно статье 4 раздела 2 Конституции штата Сан Андреас использование ненадлежащих приёмов, наносящих ущерб выборам, недопустимо.
Согласно §3.1 статьи 3 Избирательного кодекса штата Сан Андреас (далее – Избирательный кодекс) Законодательное собрание штата Сан Андреас устанавливает настоящий порядок проведения выборов, обеспечивает регистрацию, свободные и независимые выборы.
При коллизии между общими и специальными положениями одного нормативного правового акта действуют специальные положения. Специальным положением признается положение нормативного правового акта, регулирующее более определённые взаимосвязанные однопорядковые отношения.
Согласно пункту "c" §3.5 статьи 3 Избирательного кодекса по истечению четырехдневной фазы активной предвыборной гонки между кандидатами, наступает однодневный запрета на осуществление агитационных и рекламных политических кампаний или освещение в средствах массовой информации всеобщих выборов, включая активное агитирование кандидатов и реализации всевозможных опросов. По смыслу формулировки настоящего подпункта устанавливается список действий, запрещённых во время Дня тишины, однако перечень не является исчерпывающим.
Согласу пункту 1 статьи 4 Избирательного кодекса День тишины - день накануне, и непосредственно самого дня голосования, в который запрещается любая предвыборная агитация кандидатов-участников. Главная задача дня тишины - обеспечить каждому избирателю самостоятельность выбора, защитить от любого возможного влияния каких-либо материалов и психологического давления.
Согласно пункту 3 статьи 4 Избирательного кодекса запрет дня тишины касается всех видов агитации: в день тишины не показываются предвыборные ролики по телевидению, интернету, не распространяются газеты и листовки, не проводятся дебаты и встречи с избирателями, а также исключаются радиоэфиры. По смыслу формулировки настоящего пункта, законодательство устанавливает список запрещённых агитационных действий в день тишины, однако перечень не является исчерпывающим.
1. Выборы мэра города-округа Лос Сантоса проводятся в период с 28 февраля по 2 марта 2025 года. Судом установлено, что Лавослав Мицкевич, кандидат от демократической партии, 1 марта 2025 года, то есть в день выборов, который является днём тишины в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Избирательного кодекса, в социальной сети "Tagger Official" опубликовал пост. Этот факт в судебном заседании подтверждён самим кандидатом и его представителем. Пост содержит следующие формулировки: "Голосуй за демократов и меняй будущее Лос Сантоса!"; в описанном порядке голосования используется фраза "Выберите будущее с Мицкевичем!"; "Вместе мы сможем сокрушить коммунизм навсегда" (при этом истцом и вторым кандидатом на выборах является представитель коммунистической партии).
Законодательство штата Сан Андреас не раскрывает понятие агитации. Однако §4.1 статьи 4 можно сделать вывод, что агитация направлена на формирование у избирателя положительного или негативного образа кандидата с призывом голосовать за какого-либо кандидата или отказаться от голосования за него. Приведённые выше формулировки прямо и недвусмысленно призывают голосовать за Лавослава Мицкевича, то есть являются агитацией. Агитация в день голосования запрещена избирательным кодексом и предусматривает для кандидата последствие в виде штрафа (пункт "а" §4.2 статьи 4 раздела 1 Избирательного кодекса). Суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 долларов США.
2. Исходя из фотографий, приложенных Хэррилом Кленсеном к исковому заявлению, на транспортных средствах окружной прокуратуры Лос Сантоса и правительства Лос Сантоса имеются надписи "#mickiewicz2025". Сама по себе данная надпись не является агитационной. Однако она является лозунгом агитационной кампании кандидата Лавослава Мицкевича (в частности, хэштег с таким содержанием имеется в посте, опубликованном на странице кандидата 1 марта 2025 года). Наличие в надписи фамилии кандидата, когда проведения выборов, а также её использование в социальной сети в качестве хештега для постов, связанных с призывами голосовать за кандидата, в совокупности позволяют признать данную надпись агитационной. Таким образом, использование надписи окружной прокуратурой и правительством Лос Сантоса является незаконной агитацией.
Однако наложить на данные организации штраф по §4.1 статьи 4 раздела 2 Избирательного кодекса, как того требует истец, не представляется возможным. Подходящими нормами для данной ситуации являются пункты "b" (навязывает другому человеку мнение, убеждение или впечатление о том, как или за кого нужно проголосовать) и "d" (размещает политические плакаты или иную агитирующую рекламу в день выборов или в дни регистрации в пределах ста метров от избирательного участка) названной статьи. Учитывая, что размещение агитационных материалов законодатель выделил в отдельный состав (пункт "d"), агитация не является навязываем убеждения по смыслу пункта "b" §4.1 статьи 4 раздела 2 Избирательного кодекса. Размещение же агитационных материалов в пределах 100 метров от избирательного участка истцом не доказано.
Таким образом, несмотря на наличие признаков незаконной агитации, в действиях мэрии и правительства Лос Сантоса не содержатся признаки проступка, предусмотренного §4.1 статьи 4 раздела 2 Избирательного кодекса.
3. В бизнесе № 2811 (Клуб Каприз) 2 марта 2025 года, то есть в день голосования, размещён агитационный материал с призывом голосовать за кандидата Мицкевича ("Демократическая партия СА - сделай правильный выбор"). Собственник заведения Аманда Бейкер признала факт наличия плаката в заведении, указала, что забыла его убрать в дни тишины. Таким образом, в её действиях содержатся признаки незаконной агитации.
Однако наложить на неё штраф не представляется возможным по тем же причинам, что и на мэрию Лос Сантоса вместе с окружной прокуратурой Лос Сантоса.
4. §4.2 статьи 4 раздела 1 Избирательного кодекса указывает, что любая агитационная деятельность в двухдневный срок считается незаконной и влечёт за собой последствия для кандидата или избирательного объединения, в чьих интересах она проводится. В случае ПЕРВИЧНОГО нарушения дня тишины, Избирательная комиссия штата Сан Андреас вправе предусмотреть наказание в виде наложение штрафа в размере от 20.000$ до 40.000$ США. В случае ВТОРИЧНОГО нарушения допускается снятие кандидата с выборов.
По смыслу формулировки настоящего параграфа показателем вторичности нарушения является факт возложения правовой ответственности ранее: лицо должность быть привлечено к ответственности за незаконную агитацию, а затем повторить её вновь в период дней тишины.
Однако на момент рассмотрения настоящего дела у суда нет сведений о том, что Лавослав Мицкевич ранее был привлечён избирательной комиссией к ответственности за нарушение правил агитации.
Помимо прочего, истцом не доказано и судом не установлено, что окружная прокуратура ЛС, правительство ЛС или Клуб Каприз действовали по поручению или с согласия Лавослава Мицкевича. Снятие кандидата с должности при наличии агитационных материалов, но при недоказанности его вины в размещении этих материалов, нарушало бы его избирательные права и не соответствовало общеправовому принципу справедливости.
Следовательно, снятие Лавослава Мицкевича с выборов невозможно.
5. Что же касается требований о взыскании с ответчиков и Демократической партии Сан Андреас компенсации, то действующим избирательным кодексом такой способ защиты права не предусмотрен. Гражданское законодательство также такого способа защиты права не содержит. Следовательно, требование истца о взыскании компенсации не основано на законе.
На основании изложенного суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить частично. Признать пост, опубликованный на личной странице Лавослава Мицкевича 28.02.2025, оклейку транспорта Окружной прокуратуры Лос Сантоса и Мэрии города Лос Сантос, плакат в Клубе Каприз незаконной агитацией.
2. Наложить на Лавослава Мицкевича штраф в размере $40.000 (сорок тысяч долларов США) за нарушение избирательного законодательства штата Сан Андреас.
3. Обязать Лавослава Мицкевича удалить из социальной сети "Tagger Official"пост с незаконной агитацией (пост № 6600).
4. В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
5. Направить копии настоящего решения истцам и ответчикам.
6. В части обязания Лавослава Мицкевича удалить пост решение вступает в силу немедленно.
Решение может быть обжаловано по правилам Главы 11 Устава судопроизводства штата Сан Андреас в апелляционную коллегию Верховного Суда штата Сан Андреас.
Ассоциированный судья
Верховного суда штата Сан Андреас
Самуэль Робертс